НЕМНОГО О КНИГЕ «ШМОТ»
Мы начинаем изучение книги «Шмот», которая повествует о египетском рабстве, о египетских казнях и исходе из Египта, о чудесном переходе через Тростниковое море, о получении Торы на горе Синай, о странствиях еврейского народа в пустыне и об испытаниях, которым он был подвержен там, о грехе золотого тельца и о строительстве Храма.
Если в книге «Берешит» было всего три заповеди (плодиться и размножаться, делать обрезание и не есть седалищный нерв), в книге «Шмот» содержится 111 заповедей, первая из которых встретится нам в третьей главе книги – в главе «Бо».
ОБНУЛЕНИЕ
Недельная глава «Шмот» начинается с перечисления 12 колен Израиля, которые оказались в Египте. После того, как умерло всё то поколение, все 70 душ, пришедших в Египет (кроме Серах – мы помним, что она была благословлена Яаковом и удостоилась особого благословения), народ Израиля начал потихоньку «выходить в народ». До этого семья Яакова жила в земле Гошен – отдалённом от столицы районе, особо благоприятном для скотоводства. Прельщённые развитой (для того времени) цивилизацией, культурой и наукой, любознательные евреи решились выйти из «гетто» и расселились по всей территории Египта. Разумеется, особенно они облюбовали столицу Египта – Мемфис – где были сосредоточены институты власти, где были самые лучшие магазины, театры, стадионы, где было много высокооплачиваемой работы и возможностей для бизнеса (и всё это без пробок!).
Всевышний благословил евреев необычайной плодовитостью, и они чрезвычайно размножились. Учитывая недюжинный, натренированный изучением Торы ум, смекалку, расторопность, честность и все остальные качества, присущие потомкам Яакова, евреи достаточно быстро заняли все ключевые места в политике, в культуре и в бизнесе (насчёт спорта не уверен, но, если шахматы тогда уже существовали, то и в спорте тоже).
Это не могло остаться незамеченным настоящими патриотами Египта, которые радели за чистоту расы и вообще недолюбливали тех, кто отличается от них цветом кожи и размером носа. Тут же начали появляться надписи «Египет для египтян!», «Евреи вон из Египта!» и даже «Фараон – еврей!» (правда её быстро стёрли). Но это происходило в нищих районах Египта, чьи жители винили во всех своих бедах чужаков («если в Ниле нет воды…»).
В верхах же переживали совсем по другому поводу. Было чёткое понимание того факта, что своим неимоверным богатством и мощью Египет обязан этим талантливым потомкам Яакова, а потому они боялись, что евреи покинут страну и уйдут в Землю Кнаан, которая была завещана им Б-гом, и будут развивать экономику там.
В какой-то момент Фараон «обнулился». Существует спор в Талмуде умер ли прежний фараон и вместо него пришёл к власти другой, или же он просто стал вести новую политику, фактически став «новым». Но так или иначе произошло полное «обнуления» взаимоотношений государства и еврейского населения. Отныне политика в отношении евреев заключалась в их постепенном порабощении.
Это интересный момент. Спор мудрецов Талмуда относительно того умер ли фараон или изменил кардинальным образом своё отношение, не просто фактологический – он демонстрирует нам, что полагаться можно только на Всевышнего. Люди смертны и завтра к власти может прийти другой человек, который вовсе не будет к тебе столь лоялен. А может быть, что он просто передумает относительно своего отношения к тебе… Нет никаких гарантий, а потому полагаться можно только на Б-га!
Рецепт порабощения фараон взял у евреев же, точнее у Йосефа. Он поработил египтян тем, что построил зернохранилища и сделал большие запасы зерна, которые он продавал египтянам в годы голода, а потом, когда у них кончились деньги, скупил их самих за зерно. Теперь же Фараон (мы пишем это слово иногда с большой буквы, а иногда с маленькой, так как по ряду мнений это было и его имя собственное, и его имя нарицательное) решил использовать это ноу-хау для порабощения евреев. Он призвал всех жителей Египта, в том числе и евреев (чем очень польстил им тем, что приравнял к титульной нации) к строительству новых складов. Больше и лучше, чем даже тех, что строил Йосеф. Не просто складов, а целых городов-хранилищ, где должны были храниться несметные богатства Египта!
НАЧАЛО РАБСТВА
Итак, евреи приступили к грандиозному строительству. Вначале Фараон публично принимал участие в строительстве наряду со всеми. Он лично, засучив рукава, тяжело работал, мотивируя весь народ на трудовые подвиги (много лет спустя Ленин повторит эту его идею, организовав субботники, он также, кстати, будет забальзамирован и похоронен в мавзолее).
Постепенно Фараон, сославшись на другие важные государственные дела, перестал приходить на стройку, мало-помалу перестали приходить и египтяне. Когда евреи поняли, что они остались одни, то сначала очень возгордились, что именно на них возложен такой грандиозный проект, а потом, когда столкнулись с невозможностью вежливо отказаться от такой привилегии, поняли, что их ситуация и их статус кардинальным образом изменились. Де факто они стали рабами. А вскоре и де юре.
Евреи продолжали приносить пользу государству, но уже в качестве рабов, которые не имели право не то, что покинуть страну, а не имели возможности распоряжаться даже своим временем и своей занятостью.
Постепенно «гайки закручиваются» и рабство становится всё более и более тяжёлым.
У Фараона была и ещё одна цель – снизить рождаемость евреев. Его математики подсчитали, что такими темпами евреи через считанные годы станут большинством в Египте – фараон не мог этого допустить.
Всевышний постановил, что отныне вопреки воле фараона, евреи будут ещё более плодовитыми. «Он (фараон) говорит: “Чтобы не размножились (пен йирбу)”, а Я (Б-г) говорю: “Да, размножатся (кен йирбу)!”».
ГЕНОЦИД
Получив от своих советников папочку с отчетом о росте численности еврейского населения, Фараон не на шутку озаботился. Гаагского трибунала он тогда не боялся (а Б-га и подавно), а потому решил прибегнуть к простой и жестокой стратегии, которая много-много лет спустя была лаконично выражена другим его последователем – товарищем Сталиным: «Нет человека – нет проблем!».
Фараон приказал умерщвлять при родах всех еврейских детей мужского пола. Удивительно, но для исполнения этого поручения он позвал двух еврейских женщин – Йохевед и Мириям. Казалось бы, что это абсурд, но в этом есть большая глубина.
Дело в том, что не все евреи были порабощены. Колено Леви продолжало жить своей обычной жизнью в земле Гошен. Они не интегрировались в египетское общество, они не занимали видных постов – они продолжали служить Всевышнему, несмотря ни на какие соблазны, и в том числе благодаря этому впоследствии удостоились стать коленом священнослужителей. Они не были и порабощены, ведь служители культа всегда обладали в Египте особыми правами, в том числе были на государственном обеспечении.
Так вот в глазах Фараона они были фактически двумя народами. Один – народ верный Б-гу, а второй – народ-предатель, который презрел своё служение и свою индивидуальность, растворившись в египетской развратной и идолопоклоннической культуре. Фараон был уверен, что колено Леви глубоко презирает остальных потомков Яакова, а потому попросил помощи у Йохевед – жены лидера колена Леви – Амрама, и у её дочери Йохевед, которые были признанными специалистами в вопросах деторождения и материнства. Он был уверен, что и они хотят, чтобы евреев-грешников было поменьше.
Разумеется, Йохевед и Мириям не исполнили воли Фараона, хотя и рисковали при этом собственной жизнью. Когда фараон получил очередную папочку, с очередным отчетом, то у него глаза на лоб полезли – еврейское население продолжало увеличиваться рекордными темпами. В гневе он вызвал Йохевед и Мириям, чтобы сурово наказать их за срыв плана по геноциду. Оказавшись наедине с фараоном, на волосок от смерти, Йохевед и Мириям идут на абсолютное самопожертвование. На прямой вопрос фараона они отвечают, казалось бы, полную несуразицу, в которую просто невозможно поверить: «Они сами рожают, без какой-либо помощи, как животные! Мы просто не успеваем к ним на приём родов!». Говоря это, они полагались только на Всевышнего – не было никакой причины, чтобы фараон поверил в это и отпустил бы их с миром. И мера за меру Всевышний спас их. Они положились на Него – он сделал так, что они спаслись. Фараон просто отпустил их!
Но здесь было не только упование на Всевышнего, но и готовность к самопожертвованию, а потому Всевышний наградил их величественным потомством, гарантирующим жизнь всему еврейскому народу – Йохевед удостоилась того, что её потомки станут священнослужителями (коенами и левитами), а от Мириям произошёл царский род (она вышла замуж за Калева сына Йефуне из колена Йеуды, чьим потомком станет царь Давид) и в будущем произойдёт царь-Машиах.
В конце концов фараон принял радикальное решение. Он повелел умерщвлять, бросая в реку, всех новорожденных мальчиков. Причём не только еврейских, но и египетских, так как его астрологи предсказали ему, что родится мальчик, который поразит Египет, и неизвестно какой он будет национальности, однако известно, что конец его будет связан с водой.
Как фараон мог дойти до такой жестокости? Когда человек начинает идти по пути зла, то он не может остановиться. Он думает, что сделает только «вот эту вот гадость», а потом всё, потом только хорошее. Но после того, как он делает гадость, он становится другим человеком в духовном плане. Прежний он мог остановиться, но новому ему уже это намного сложнее. Так работает йецер а-ра, затягивая человека в болото греха всё глубже и глубже. Так и Фараон, начав с идеи по удержанию еврейского народа от эмиграции, дошёл постепенно до убийства новорожденных детей. «Его пример другим наука…»
РОЖДЕНИЕ МОШЕ
7-го адара 2488 года от сотворения мира (12-го февраля 1272 года до нашей эры) в семье Амрама и Йохевед произошло радостное событие – у них родился сын!
Его рождение – это чудо, ведь Йохевед в это время было 130 лет! Чудесным образом она помолодела и стала способной рожать. У этого была особая причина.
Дело в том, что после постановления Фараона об умерщвлении всех новорожденных мальчиков, Амрам – лидер еврейского народа – развёлся со своей женой. Это был именно демонстративный поступок, ведь они с Йохевед были уже пожилыми и не могли иметь детей. Его целью было показать евреям, что нужно развестись со своими женами, чтобы не приводить к гибели новорожденных мальчиков.
Его дочь Мириям сказала своему отцу: «Фараон постановил убить только мальчиков, а ты – и мальчиков и девочек! Ведь теперь весь еврейский народ, последовав твоему примеру, перестанет размножаться…». Амрам прислушался к мнению своей дочери и снова женился на Йохевед. Его примеру последовали и другие евреи, возобновив рождение детей. От этого повторного брака и родился чудесным образом Моше – спаситель еврейского народа из египетского рабства!
Моше (точнее родители назвали его Хавер) родился недоношенным, на шестом месяце беременности, что позволило его семье скрывать его у себя дома целых три месяца. Когда же прошло 9 месяцев, то невозможно было больше скрывать ребёнка – пришлось относить его на реку, следуя постановлению фараона. За этим строго следила египетская полиция.
Интересно, что 3 месяца после рождения – это получается 7-е Сивана. Возможно (только возможно) неслучайно Моше-рабейну добавил ещё один день ограничений перед дарованием Торы (по некоторым мнениям в Талмуде), чтобы Тора была дана Всевышним еврейскому народу не 6-го Сивана, а 7-го – в день чудесного спасения Моше из реки. Нужно подумать об этом «совпадении».
ВЫТАЩЕННЫЙ ИЗ ВОДЫ
Сложно представить себе сколько слёз пролила Йохевед и сколько молитв произнесла, пока обмазывала глиной и смолой папирусный короб, в котором она собиралась оставить своего трёхмесячного ребёнка в реке. Смолой снаружи, чтобы защитить короб от воды, а глиной изнутри, чтобы её нежному ребёнку не пришлось вдыхать вредный и неприятный запах смолы… Волосы дыбом встают, когда представляешь себе эту картину…
Она отнесла его на берег реки и аккуратно поставила короб с ребёнком в воду, там, где рос тростник.
Мириям стояла неподалёку, чтобы увидеть, каким образом будет спасён её маленький брат. Дело в том, что она была пророчицей и знала, что у её отца и матери родится ребёнок, который в будущем спасёт еврейский народ. Именно поэтому она столь уверенно заявляла своему отцу о необходимости снова жениться на её матери Йохевед. Аарон также стоял неподалёку и плакал, моля Всевышнего о спасении Моше (так следует из комментария Бааль а-Турим – именно о нём сказано, что «отрок плачет», ведь Моше тогда был грудным ребёнком, а не отроком).
Батья – дочь Фараона – в этот день решила омыться в реке. Мидраш говорит, что она совершила тшуву и окунулась в микву, чтобы служить Всевышнему (тогда ещё не было понятия «гиюр», так как не было дарования Торы – простого, но твёрдого, решения было, в принципе, достаточно). Имя Батья означает «дочь Всевышнего».
К реке египетскую принцессу сопровождали её помощницы. Увидев в тростнике ребёнка, чуть унесённого уже течением от берега, Батья решила достать его и спасти. Однако её служанки начали отговаривать её, говоря, что это будет нарушением воли её отца – фараона. Мидраш говорит, что они там же и умерли в тот момент, чтобы не мешать Батье. Ещё одно чудо, которое произошло там согласно Мидрашу – рука Батьи сильно удлинилась, чтобы дотянуться до корзины. Эти чудеса наглядно продемонстрировали Батье, что следует всерьёз отнестись к этому ребёнку!
Батья решила накормить ребёнка, однако он отказывался принимать грудь египтянок. Следившая за ней Мириям подошла к ней и предложила попробовать дать ребёнка выкормить еврейской женщине. Батье эта идея понравилась и она попросила Мириям найти такую женщину, что Мириям с удовольствием и сделала. Можно представить себе радость Йохевед, когда Мириям принесла ей назад её же сына! Но это ещё не всё – Йохевед не просто увидела спасение своего ребёнка, не просто кормила его, но ещё и получала за это плату!
Через два года Йохевед привела ребёнка во дворец и отдала его Батье. Батья решила назвать ребёнка Моше, что означало «вытащенный из воды». У Моше было несколько имён: Хавер, Йекутиэль, Авигдор – но Тора везде называет его именем, которое дала ему египетская принцесса, чтобы подчеркнуть, что совершающие милосердие достойны великой награды.
ЛЮБИМЫЙ ВНУК ФАРАОНА
Моше рос во дворце, на коленях у Фараона. Однажды он стянул корону с его головы и надел на себя. Фараон вспомнил о предсказании астрологов и ему стало плохо – неужели мой любимый внук разрушит мою страну? Билам – бывший в ту пору одним из советников фараона – рекомендовал фараону немедленно казнить Моше как покусившегося на царство. Итро – второй советник фараона – сказал, что это просто детский поступок несмышлённого ребёнка, которого притянула ярко блестящая от солнечного света корона. Моше решили устроить тест: положили перед ним алмаз и пылающие угли. Смышлённый еврейский ребёнок, конечно же потянулся к алмазу, а не к ярко играющими светом угольками, но ангел Гавриэль подвинул его руку и Моше схватился за угли. Он настолько сильно обжёгся, что, засунув от боли пальцы в рот, обжёг себе язык и губы. С тех пор Моше плохо выговаривал слова.
Повзрослев, Моше был назначен управляющим делами фараона. Он, несомненно, получил блестящее по тем временам образование и, судя по всему, был полноценным египтянином. Возможно именно в нём фараон видел своего приемника.
БЕГСТВО МОШЕ
Всё изменилось в один трагический момент, когда Моше увидел, как египтянин бьёт еврея. Пророчески Моше понял, что происходит – египтянин изнасиловал жену этого еврея, когда тот был на строительных работах, а этот еврей узнал об этом. Тогда, чтобы ситуация не получила огласки египтянин решил убить этого еврея. Еврея звали Датан, а его жену – Шломит. Сын, который родится у Шломит от этого египтянина будет впоследствии проклинать Всевышнего в пустыне и будет казнён.
Осмотревшись, Моше убил египтянина, спасши таким образом жизнь Датану. Удивительно, что этот Датан впоследствии станет злейшим врагом Моше. Возможно, что полученное им унижение от этого египтянина было настолько страшным, что он предпочитал бы смерть, чем жить дальше, воспитывая его ребёнка… Возможно эта ненависть перенеслась на Моше, как на единственного свидетеля его унижения. Но оставим это психологам…
Вскоре после этих событий Моше увидел двух дерущихся евреев. В недоумении Моше принялся разнимать их – мало того, что вас бьют египтяне, так вы ещё и друг друга избиваете? Каково же было удивление Моше, когда в одном из них он узнал того самого Датана, которого он недавно спас от смерти. Его оппонентом был Авирам – брат Шломит. Датан хотел развестись с Шломит после изнасилования, а Авирам объяснял ему, что он неправ… Разозлившись Датан замахнулся на Авирама – именно в этот момент их застал Моше и разнял. «Ты что, собираешься убить меня как того египтянина? – с вызовом закричал на него Датан. – Кто ты такой, чтобы вмешиваться в наши семейные дела?!». Найдя в лице Моше общего врага, Датан и Авирам прониклись дружбой. В ненависти они заявили Моше, что собираются донести на него фараону.
Моше долго не мог понять, за что же еврейский народ заслужил такое суровое наказание. Он понимал, что само египетское изгнание было от Творца. Он понимал, что рабство было наказанием за то, что еврейский народ перенял египетскую культуру. Но он не понимал, почему на еврейский народ обрушились такие тяжёлые страдания. Рабство могло быть и мягким, как Йосеф порабощал египтян – 20% налог. Но здесь тяжелейший труд, страдания, унижения, смерть…
После этой ситуации он понял, что евреи настолько опустились духовно, что среди них есть такие подонки как Датан и Авирам. Что они не были исключением из общего правила. За такое злодейство полагалось суровое наказание… Более того, Моше решил, что из-за того, что остальные 11 колен Израиля настолько погрязли в грехе, то они потеряли возможность избавления, что из египта выйдет лишь колено Леви, которое и станет основоположником еврейского народа.
Испугавшись преследования Моше убегает из Египта и правильно делает, потому что фараон распоряжается казнить своего внука. Мидраш говорит, что и вовсе Моше был задержан и отправлен на казнь, но чудесным образом его шея стала крепкой как мрамор и меч не смог его поразить. Воспользовавшись шоком и суматохой, Моше убежал. Согласно Мидрашу Моше было тогда всего 18 лет.
МОШЕ В МИДЬЯНЕ
Мидраш говорит, что Моше не сразу отправился в Мидьян. На протяжении 49 лет он был сначала полководцем (9 лет), а потом и царём страны Куш (40 лет).
Несмотря на то, что прошло много лет, Моше опасался возвращаться в Египет, ведь Фараон всё ещё правил и смертный приговор оставался в силе. Поэтому Моше отправился в Мидьян. Ему на тот момент было 67 лет.
Следуя примерам наших праотцов – Ицхаку и Яакову, – которые встретили своих жён у колодца (формально за Ицхака жену у колодца нашёл Элиезер, но это не меняет сути), Моше сел у колодца, куда пастухи приводили скот на водопой. Увидев, как жестоко пастухи поступают с семью девушками, не позволяя им напоить свой скот, Моше вступился за них и напоил их овец.
Итро – отец этих девушек – пригласил Моше к себе домой. Оказалось, что Итро отказался от служения идолам, и потому подвергся остракизму со стороны остальных жителей Мидьяна. Его положение было усугублено тем, что в прошлом он был верховным жрецом Мидьяна, а теперь публично отказался от служения идолам – большой скандал!
Моше женился на Ципоре – одной из дочерей Итро – и у них родилось два сына. Старшего Моше назвал именем Гершом, от слова «гер», что означает «пришелец», чтобы напоминать себе, что он лишь временно находится здесь и должен будет в какой-то момент вернуться в Египет. Младшего он назвал Элиэзер, в память о том, что Всевышний (Э-ль) оказал ему помощь (эзер), спасши от рук Фараона.
СИЛА МОЛИТВЫ
Всё это время евреи в Египте продолжали жить в условиях тяжёлого рабства. Когда же фараон умер, а их рабство продолжилось, они поняли, что нет этому конца и края. Тогда они вспомнили о Всевышнем и возопили к нему в молитве. Мидраш говорит, что Фараон не умер, а заболел проказой, и его врачи сказали ему принимать ванны из крови еврейских младенцев. Столкнувшись с такой ужасающей жестокостью, еврейский народ возопил Всевышнему.
Именно этого Всевышний и ждал все эти годы. Ждал, что еврейский народ вспомнит о Нём и попросит об избавлении. Несмотря на то, что по изначальному плану египетское рабство должно было продолжаться ещё несколько веков, Всевышний внял молитве своего народа – с этого момента начинается чудесная и воодушевляющая история избавления.
ГОРЯЩИЙ КУСТ
Моше занимался скотоводством и пас овец Итро. Однажды, когда он пас овец вдалеке от Мидьяна – в синайской пустыне – одна из его овечек потерялась. и Моше отправился её искать. Дойдя до горы Синай (Хорев), Моше увидел там чудесное явление – он увидел куст терновника, внутри которого горел огонь, но который не уничтожал его. Моше понял, что происходит какое-то чудо, и что Всевышний посылает ему какой-то знак.
Моше увидел в этом явлении намёк на то, что несмотря на приниженность еврейского народа (терновник – низкий куст, а в пустыне ещё и прижатый к земле), несмотря на пылающий гнев Всевышнего вследствие их грехов (огонь внутри куста), всё же куст (еврейский народ) не сгорает (не будет уничтожен). Моше, который искренне страдал и переживал за свой народ, но после ситуации с Датаном и Авирамом практически уверенный, в том, что 11 колен Израиля обречены на забвение, увидел в этом возможность сделать что-то, чтобы спасти их от верной погибели. Он немедленно пошёл к горящему кусту, чтобы узнать, что он может сделать, чтобы помочь своим братьям.
Увидев его готовность помочь своему народу, увидев в нём лидера, готового брать ответственность, Всевышний раскрывается ему изнутри пламени. Всевышний просит его разуться, что символизирует отказ от собственного «Я» – спаситель еврейского народа должен действовать исключительно по поручению Всевышнего, беспрекословно исполняя Его волю во всех случаях (мы увидим в дальнейшем, что как только Моше немного нарушил волю Всевышнего, ударив по скале вместо того, чтобы обратиться к ней вербально, он потерял право войти в Землю Израиля, потерял право быть лидером своего народа).
Всевышний обещает Моше избавить еврейский народ из египетского рабства, потому что Он услышал их мольбы и вспомнил заслуги их праотцов, а также клятву, которой он клялся праотцам, отдать Землю Израиля их потомкам. Он также просит Моше стать лидером еврейского народа и вывести народ из Египта.
Моше не ожидал такого поворота событий. Он опасался причинить обиду своему брату Аарону, который после смерти Амрама был бесспорным лидером еврейского народа. И вдруг придёт его младший брат и отберёт у него его статус? Моше раз за разом отказывается от этой великой миссии, прося Всевышнего назначить на эту роль его брата. Каждый раз он находит новые причины, чтобы вежливо отказаться. На протяжении семи дней Всевышний упрашивает Моше принять на себя эту миссию. В конце концов Всевышний гневается на Моше за его поведение и тогда Моше принимает на себя миссию по спасению еврейского народа.
Всевышний говорит Моше обратиться к старейшинам народа с такими словами «Наверняка вспомнит (пакод йифкод) о вас Всесильный». Это тот код, который Яаков и Йосеф передали своим потомкам, говоря, что с такими словами придёт избавитель.
Моше сомневается в способности еврейского народа поверить в избавление и в то, что именно он является избавителем. Тогда Всевышний даёт ему чудесные знаки, которые он должен будет показать еврейским старейшинам. Эти знаки намекают на злословие Моше по отношению к еврейскому народу, что они проявят маловерие. Первое знамение – это то, что посох превратится в змея, в знак того, что Змей говорил лашон а-ра про Всевышнего. Второе знамение – рука Моше покрывалась поражением цараат, когда он засовывал руку за пазуху, что также намекало на лашон а-ра Моше про еврейский народ (цараат является наказанием за лашон а-ра).
Моше интересуется у Всевышнего, в каком он сейчас проявлении находится в мире, как ему Его представить старейшинам, какое Имя назвать. «Эйе ашер эйе» – «Я буду как буду», то есть Я буду вместе с вами в этом страдании, также как Я буду с вами и в последующих страданиях. Моше попросил Всевышнего не пугать еврейский народ последующими изгнаниями – достаточно с них и текущих страданий. Всевышний соглашается с Моше.
Всевышний также заранее сообщает Моше, что фараон не отпустит народ по первому требованию. Наоборот, он будет отказывать Моше в просьба, что даст Всевышнему возможность наказывать его и Египет множеством различных казней, каждая из которых будет демонстрировать силу и величие Б-га и ничтожность египетских идолов, укрепляя тем самым веру народа Израиля во Всевышнего. Именно в заслугу этой своей веры они будут избавлены. Причём выйдут они из Египта с большим богатством, что было тем удивительнее слышать, что сейчас евреи были нищими рабами.
Интересно отметить, что в результате своих затянувшихся отказов от миссии, Моше лишился сана первосвященника (изначально именно он должен был быть первосвященником, а не Аарон), а также не был излечен Всевышним от его косноязычия – отныне Аарон будет «его устами».
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЕГИПЕТ
Всевышний повелевает Моше отправиться в Египет, сообщая ему о том, что больше ему не грозит там смерть. Отпросившись у Итро и взяв с собой свою жену и двух своих сыновей, Моше отправляется в Египет.
По дороге в Египет происходит странное происшествие, в котором Моше чуть не погибает в качестве наказания за то, что не сделал вовремя своему сыну обрезание. В последний момент Ципоре удалось спасти ситуацию, организовав брит своему сыну.
В синайской пустыне, у горы Синай, Моше встречается с Аароном, который отправился по слову Всевышнего навстречу Мошу. Моше рассказывает Аарону о возложенной на него миссии, и Аарон искренне радуется за своего брата ничуточки не ревнуя. За это своё отношение, за своё чистое сердце, Аарон удостоился носить на груди хошен-мишпат с урим ве-тумим (нагрудник первосвященника, внутри которого был пергамент с именем Всевышнего).
Аарон убедил Моше, что не следует брать с собой в Египет жену и детей – там предстоят тяжёлые времена, а потому лучше отправить их домой к Итро, что Моше и сделал.
НАЧАЛО МИССИИ
Моше показал старейшинам знаки, которые дал ему Всевышний, чтобы подтвердить истинность своей миссии, однако сыны Израиля поверили ему и без этого – достаточно было кодовых слов «пакод йифкод», передаваемые по традиции.
Моше, Аарон и старейшины отправились во дворец фараона. По дороге старейшины один за другим покинули процессию, испугавшись фараона. Однако, в отличие от них, у Моше и Аарона не было выбора – прийти к фараону с требованием отпустить еврейский народ поручил им сам Всевышний!
Как и обещал Всевышний, фараон не отпустил евреев после первого же прошения. Наоборот, он усилил тяжесть рабства, лишив евреев соломы, которую они использовали для создания кирпичей, но при этом требовал соблюдения прежних норм выработки. Мечты о свободе и о служении Б-гу нужно пресекать на корню – решил фараон. А как лишить человека мыслей и мечтаний? Нагрузить его непосильным трудом, не дать времени на передышку! Так и сегодня действует наше дурное начало, не позволяя нам остановиться и просто подумать о жизни, о том, куда мы идём и зачем. Работа, быт, семья, социальные сети и так далее – всё это не даёт нам ни минуты свободного времени для рефлексии.
Еврейские надзиратели за рабами должны были их нещадно бить за неисполнение норм, но они устроила саботаж и отказывались это делать. В результате были жестоко побиты египтянами за неповиновение. В награду за это эти надзиратели удостоились стать членами Санедрина, состоящего из 70 старейшин, которых Моше назначил в пустыне.
Эти еврейские надзиратели пришли к Моше и Аарону с претензией, что из-за их обращения к фараону еврейскому народу стало только хуже. Моше, проникшись их болью, обращается с претензией к Б-гу, выраженной достаточно прямолинейно: «Почему Ты содеял зло этому народу?.. Ты не спас Свой народ!». На это Всевышний ему отвечает, что всё это соответствует Его плану, которым он заранее поделился с Моше. Всевышний также упрекает Моше в маловерии – его праотцы Авраам, Ицхак и Яаков никогда не высказывали претензий Б-гу!